Почему Tesla не особенно торопится продавать дешёвую Model Y

Ситуация напоминает историю с бюджетным Cybertruck

Tesla, несмотря на активное продвижение своей новой, более доступной версии электромобиля Model Y, похоже, не стремится активно её продавать, особенно на рынке США. Это мнение высказал Фред Ламберт в статье на Electrek, проанализировав ситуацию с новой моделью и сравнив её с предыдущими шагами компании. Давайте разберёмся, почему Tesla может сознательно ограничивать привлекательность своей новинки.

Model Y Standard

История с Cybertruck: дежавю?

Чтобы понять текущую ситуацию с Model Y, стоит вспомнить недавний опыт с Cybertruck. В апреле 2025 года Tesla представила более дешевую заднеприводную версию Cybertruck RWD, которая стоила на 10 000 долларов меньше полноприводной модели и лишена ряда функций на сумму около 20 000 долларов. Однако уже к сентябрю производство этой версии было прекращено — она просуществовала всего шесть месяцев. Эксперты предполагают, что Tesla изначально не планировала активно продавать Cybertruck RWD. Вместо этого модель могла служить маркетинговым инструментом, чтобы сделать полноприводную версию (AWD) более привлекательной для покупателей. Похоже, что Tesla применяет схожую стратегию и с новой Model Y Standard.

Новая Model Y: что изменилось?

Ранее Tesla представила новую версию Model Y Standard, которая стоит на 5000 долларов меньше, чем Model Y Long Range RWD, теперь позиционируемая как «премиальная». Также она дешевле полноприводной версии (AWD) и версии Performance. Однако за эту разницу в цене покупатель теряет функции, стоимость которых оценивается в 6000–8000 долларов. Среди исключённых опций — автопилот, стеклянная крыша (заменённая потолком изнутри), премиальные сиденья, заменённые на более дешевые тканевые, и даже электроскладывающиеся зеркала.

Экономия в цене кажется незначительной, учитывая объём утраченных функций. Это делает ценностное предложение новой модели сомнительным, что, по мнению Ламберта, может быть частью стратегии Tesla.

Model Y Standard

Финансовые условия: лизинг и кредиты

Ещё одним фактором, указывающим на сдерживание продаж, является отсутствие возможности лизинга для новой Model Y Standard. Это не редкость для новых моделей Tesla — например, лизинг до сих пор недоступен для Model Y Performance в США. Однако более показательно то, что Tesla предлагает финансирование для Model Y Standard с годовой процентной ставкой, которая на 30% выше, чем для «премиальной» версии Long Range RWD.

В результате разница в ежемесячных платежах между Standard и Premium RWD составляет всего 72 доллара. Для сравнения, разница в платежах между Premium RWD и AWD почти идентична, но за эти деньги покупатель получает дополнительный двигатель и полный привод. Это делает выбор в пользу более дорогих версий очевидным, что, вероятно, и является целью Tesla.

Зачем Tesla это делает?

Судя по всему, Tesla сознательно снижает привлекательность Model Y Standard, чтобы направить покупателей к более дорогим версиям — Long Range RWD, AWD или Performance. Снижение цены на 5000 долларов сопровождается потерей функций, которые делают модель менее конкурентоспособной. Высокая процентная ставка по кредиту и отсутствие лизинга дополнительно усложняют покупку.

Такой подход может быть частью стратегии Tesla по максимизации прибыли. Делая базовую модель менее привлекательной, компания побуждает клиентов выбирать премиальные версии, которые приносят больше дохода. Похожая тактика уже применялась с Cybertruck, и, судя по всему, Tesla повторяет этот сценарий.

Model Y Standard

Новая Model Y Standard, несмотря на свою более низкую цену, не выглядит как выгодное предложение. Удаление ключевых функций, высокая процентная ставка по кредиту и отсутствие лизинга делают её менее привлекательной по сравнению с другими версиями Model Y. Tesla, вероятно, использует эту модель как инструмент для продвижения более дорогих комплектаций, повторяя стратегию, уже опробованную с Cybertruck.

Читайте ещё материалы: