2004-й год стал вехой для мировой и российской автомобильной индустрии. В глобальном масштабе всего было произведено и продано около 50 млн легковых автомобилей — для сравнения, в 2025 году этот показатель превысит 90 млн, причем основным драйвером роста стала Китайская Народная Республика.
В России продажи новых легковых автомобилей в 2004 году составили 1 млн 285 тысяч штук — уровень, к которому мы возвращаемся в 2025 году. В Китае за этот же период было реализовано 2,33 млн автомобилей, что сейчас сопоставимо с месячным объемом продаж в Поднебесной. В США и Европе показатели рынка также сопоставимы с 2004 годом, в то время как в Азии и ряде развивающихся стран рост оказался гораздо более стремительным.
Возвращаясь к России, можно отметить, что почти все отечественные автозаводы в 2004 году нарастили производство. Всего было выпущено 1,38 млн автомобилей, из которых 1,1 млн приходилось на легковые — это на 10% больше, чем годом ранее. Доля иномарок в отечественном автопроме оставалась небольшой — около 12%, включая Chevrolet Niva. Однако на рынке новые иностранные модели уверенно набирали популярность: их продажи выросли с 216 до 408 тысяч единиц, а доля на рынке достигла 32%, что стало настоящим «иномарочным бумом».
На российском рынке лидировали Chevrolet благодаря «Ниве», Hyundai, поддержанный сборкой Accent в Таганроге и активной работой «Рольфа» по импорту из Кореи, а также Toyota, которая заняла третье место, опередив Ford и Daewoo.
Топ-10 продаж иномарок выглядел следующим образом:
- Chevrolet - 56 061 шт.;
- Hyundai - 50 686 шт.;
- Toyota - 43 867 шт.;
- Ford - 39 241 шт.;
- Daewoo - 35 398 шт.;
- Mitsubishi - 30 097 шт.;
- Nissan - 28 434 шт.;
- Kia - 18 759 шт.;
- Renault - 16 126 шт.;
- Opel - 9 153 шт.
Особое внимание стоит уделить важным событиям в российском автопроме. На АвтоВАЗе год оказался экономически сложным, но продуктивным. Компания завершила переход на единый бренд Lada, а 18 ноября в торжественной обстановке была запущена серийная сборка новой модели Lada Kalina, получившей заводской индекс ВАЗ-1118.
На «ИжАвто» в марте 2004 года была собрана первая партия KIA Spectra, а за год завод выпустил рекордные 97 тысяч автомобилей, что стало рекордом за новейшую историю предприятия, если не считать период СССР. «Автотор» расширил ассортимент: к KIA и BMW добавились модели GM, начиная с Hummer H2, затем Chevrolet Tahoe и TrailBlazer, которые собирались крупноузловым методом.
«ТагАЗ» расширил линейку Hyundai: к «Акценту» добавили бизнес-седан Sonata, а позже начали выпускать мини-грузовички Hyundai Porter. Московский «Автофрамос» готовил площадку для сборки Renault Logan, которая стартовала весной 2005 года.
Американский Ford, вдохновленный успехом «Фокуса», решил увеличить мощности завода во Всеволожске сначала до 40, а затем до 60 тысяч автомобилей в год. А компания Toyota, уже в сентябре 2004-го, объявила о планах построить собственный завод в России: в этот же период начался поиск площадки, а менее чем через год был заложен первый камень в промзоне Шушары. Volkswagen AG в 2004 году полностью взял на себя функции генерального импортера, подготовка к строительству завода в Калуге началась двумя годами позже.
2004-й год стал временем роста, адаптации и подготовки к будущим изменениям для российского автопрома. Появление Lada Kalina, наращивание производства на всех ключевых заводах и стремительный рост популярности иномарок заложили фундамент для дальнейшего развития рынка.