Обновлённый Jeep Grand Cherokee стал первой моделью, на которой дебютировал совершенно новый 2,0-литровый бензиновый двигатель Hurricane 4 Turbo. Этот мотор заменит привычный атмосферный 3,6-литровый V6 на американских автомобилях концерна Stellantis. Производство нового агрегата будет налажено в США — сначала на заводе в Данди (штат Мичиган), а позднее в Кокомо (Индиана).
Ранее двигатель фигурировал в документах под обозначением GMET4 Evo и входил в стратегический инвестиционный план Stellantis для Северной Америки. Его серийное производство запланировано на 2026 год, но подготовка началась уже сейчас.
Новый мотор без общих деталей со старым
Хотя Hurricane 4 Turbo унаследовал от прежнего GMET4 лишь базовые параметры — диаметр цилиндра 84 мм и ход поршня 90 мм, — на этом сходства заканчиваются. Конструкция нового двигателя полностью переработана.
Алюминиевые блок и головка цилиндров выполнены заново и получили на 24% более толстые стенки, что повысило прочность и долговечность. Новый коленчатый вал стал массивнее, шейки увеличены, а подшипники — более износостойкие. Привод газораспределительного механизма теперь цепной, что добавляет надёжности.
Форкамерное зажигание — ключевая инновация
Главное отличие Hurricane 4 Turbo — использование форкамерной системы зажигания. Эта технология ранее применялась в эксклюзивных двигателях Maserati Nettuno, но теперь адаптирована для массового производства.
Система получила название Turbulent Jet Ignition (TJI). В верхней части каждой камеры сгорания установлена медная цилиндрическая вставка, внутри которой находится первая свеча зажигания. Вторая свеча размещена у края камеры. Такая комбинация обеспечивает более быстрое и полное сгорание смеси, что повышает эффективность и снижает расход топлива.
Топливная система и цикл Миллера
Система питания у Hurricane 4 Turbo двухконтурная — топливо подаётся как напрямую в камеру сгорания (давление до 350 бар), так и во впускной коллектор. Это решение, в сочетании с циклом Миллера и электронным управлением фазами газораспределения, позволило достичь степени сжатия 12:1 — рекордной для турбированного четырёхцилиндрового мотора.
Турбина с изменяемой геометрией и выдающаяся мощность
За наддув отвечает турбокомпрессор с изменяемой геометрией, создающий давление до 2,4 бар. Это обеспечивает впечатляющие характеристики:
- Мощность: 329 л.с. при 6000 об/мин;
- Крутящий момент: 450 Нм при 3000–4500 об/мин;
- Полка момента: 90% тяги доступно уже с 2600 до 5600 об/мин.
Для сравнения, прежний GMET4 выдавал максимум 280 л.с. и 400 Нм, что делает новый двигатель ощутимо производительнее и эластичнее.
Универсальность и гибридные перспективы
Hurricane 4 Turbo разработан для гибридных и классических установок и может устанавливаться как продольно, так и поперечно, что открывает широкие возможности для применения на разных моделях Stellantis — от внедорожников Jeep до кроссоверов Dodge и Alfa Romeo.
Не родственник старшего «шестикотлового» Hurricane
Несмотря на схожее имя, новый 2,0-литровый двигатель имеет мало общего с более крупным 3,0-литровым рядным шестицилиндровым Hurricane (GMET6), представленным в 2022 году. У «старшего» агрегата нет форкамерного зажигания, используется только прямой впрыск и обычные турбокомпрессоры.
Даже в самой мощной версии для Dodge Charger этот двигатель выдаёт 558 л.с. и 720 Нм, но по уровню технологий младший Hurricane 4 Turbo превосходит его — прежде всего благодаря инновационной системе TJI и высокой термической эффективности.
Новый этап для Stellantis и Jeep
Выход двигателя Hurricane 4 Turbo знаменует важный шаг для Stellantis: компания делает ставку на компактные, мощные и экономичные турбомоторы нового поколения. Jeep Grand Cherokee стал первым носителем этой технологии, но уже в ближайшие годы двигатель появится и на других моделях концерна.
Современные материалы, продуманная конструкция и инженерные решения позволяют ожидать, что Hurricane 4 Turbo станет одним из лучших четырёхцилиндровых турбомоторов на рынке США, объединив в себе производительность V6 и экономичность «четвёрки».