За более чем вековую эволюцию автомобилестроения сформировались две привычные схемы: — у мощных и дорогих машин мотор располагается продольно, привод — задний или полный. Массовые и бюджетные же модели используют поперечное расположение двигателя и передний привод.
Восьмицилиндровые агрегаты традиционно требуют пространства, поэтому их почти всегда ставят вдоль кузова. Тем неожиданнее смотрятся те редкие автомобили, где инженерам удалось «заставить» V8 работать поперечно. Эти проекты стали исключением из правил — и наиболее яркими страницами в истории компоновочных экспериментов.
Cadillac Eldorado — первопроходец переднеприводных V8
General Motors одна из первых в США начала массово строить мощные переднеприводники. Сначала Oldsmobile Toronado и Cadillac Eldorado имели V8, расположенный продольно, — в паре с уникальным автоматом Turbo-Hydramatic 425, передающим момент на колёса цепным приводом.
Но после топливного кризиса 70-х в 1986 году Eldorado и Seville перешли на более компактную платформу — и V8 впервые занял поперечное положение. Блоки объёмом 4,1–4,9 л выдавали 170–200 л.с., работали с 4-ступенчатым автоматом, а сама коробка размещалась за мотором.
Cadillac Seville и легендарный Northstar
В 1992-м появился новый Seville и купе Eldorado с полностью алюминиевым двигателем Northstar 4.6 V8. Технологичный DOHC-мотор с 32 клапанами развивал 270–300 л.с. и оснащался фирменной системой Limp Home — она позволяла добраться до сервиса даже без охлаждающей жидкости.
Специально для него GM создала новую трансмиссию 4T80 — наследницу TH425, снова с цепным приводом внутри.
Oldsmobile Aurora — попытка спасти бренд
Футуристичный седан Aurora также получил Northstar (в собственной версии). Модель должна была вернуть интерес к марке Oldsmobile — но после закрытия бренда мотор перекочевал на Pontiac Bonneville GXP и Buick Lucerne, став последним «переднеприводным» V8 эпохи GM.
Ford Taurus SHO — компактный V8 от Yamaha
В 90-х Taurus SHO был спортивной гордостью Ford. Для третьего поколения японская Yamaha разработала уникальный V8:
- угол развала — 60° вместо обычных 90° (ради компактности)
- установлен балансирный вал для компенсации вибраций
- отсечка — 7300 об/мин!
Несмотря на потенциал ≈300 л.с., серийный мотор ограничили до 235 л.с., чтобы не «убить» 4АКПП AX4N. Разгон: 0–100 км/ч за 7,4 секунды.
Проект оказался нишевым — всего около 21 тыс. экземпляров (1996–1999).
Volvo S80 / XC90 — безопасность прежде всего
Volvo долго избегала больших моторов: в аварии крупный агрегат мог сдвинуться в салон. Но после присоединения к Ford шведам понадобился V8.
Инженеры Yamaha снова помогли — они создали один из самых компактных V8 в мире: B8444S, 4.4 л, 315 л.с. Длина — всего 754 мм!
Секрет — уникальная компоновка навесного оборудования: всё закреплено прямо на блоке цилиндров, без обычных внешних кронштейнов.
Этот мотор поставили сначала в XC90 (2004), затем в S80 II (2006). Позже он даже стал «сердцем» суперкара Noble M600 — с двумя турбинами и мощностью до 650 л.с.!
Поперечный V8 — инженерный вызов, на который решались далеко не все производители. Каждый из описанных автомобилей стал символом смелости и технического творчества — пусть и не всегда коммерчески успешным.