Volkswagen XL1: самый экономичный гибрид в истории марки

Двухместный VW XL1 расходует меньше литра на 100 км и весит как спорткар из карбона

Volkswagen XL1 — один из самых необычных гибридов XXI века: компактный двухместный автомобиль, созданный ради одной цели — 100 км на одном литре дизеля. Ради такой эффективности инженерам пришлось переосмыслить всё: от материалов кузова до схемы расположения сидений.

Автомобиль, который опередил своё время

Проект развивается с начала 2000-х. Первый «однолитровый» прототип Volkswagen показал лично Фердинанд Пих, тогдашний глава концерна, проехав от Вольфсбурга до Гамбурга в 2002 году. Концепт дорабатывали: в 2009-м он стал L1, а к 2011-му оформился в финальный дизайн XL1.

Volkswagen XL1

Серийный выпуск стартовал в 2013 году — всего 250 экземпляров. Стоимость тоже была «эксклюзивной»: от 111 000 евро. Купить машину можно было только в Европе, а первые владельцы получили свои XL1 летом 2014-го.

Экономичность как религия

Система с гибридным приводом включает в себя: одноцилиндровый дизельный двигатель объемом 0,8 литра (299 см³) мощностью 8,4 лошадиных силы (6,3 кВт), электромотор и аккумуляторную батарею емкостью 5,5 5,5 кВт⋅ч. Запас хода на электротяге составляет до 50 км.

Совместная работа агрегатов позволяет добиться расхода 0,9 л/100 км — показатель, который и сегодня кажется фантастическим.

Volkswagen XL1

Роль трансмиссии выполняет 6-ступенчатая DSG-вариация без педали сцепления — передача выбирается электронными переключателями. Двигатель умеет отключаться при торможении и снова запускаться по нажатию акселератора.

Аэродинамика против правил

Чтобы снизить сопротивление воздуха, инженеры пошли на эксперименты: два сиденья расположены тандемом, как в истребителе, зеркал нет — их заменяют камеры, задние колёса утоплены внутрь, крылья — закрыты, днище полностью гладкое, створки для охлаждения двигателя открываются только при надобности.

Volkswagen XL1

Результат — коэффициент сопротивления Cd = 0,159. Для понимания: у обычных машин он находится в диапазоне 0,30–0,40.

Габариты тоже компактные: Д × Ш × В — 3,47 × 1,25 × 1,10 м, багажник — 80 л.

Карбон + безопасность

Кузов и монокок выполнены из композитов с расчётом на зоны деформации и защиту от переворота. Расположение сидений усилило боковую защиту — по уровню безопасности Volkswagen сравнивал XL1 с гоночными автомобилями GT.

Список систем включает ABS, электронную стабилизацию и подушки безопасности с датчиками давления.

Volkswagen XL1 — не просто малосерийный гибрид, а витрина технологий, где каждый грамм и каждый вираж воздуха служат одной задаче: экономить. Это редкий пример, когда массовый автогигант сделал экспериментальный автомобиль без оглядки на компромиссы.

Читайте ещё материалы по теме: