ГАЗ М-20 «Победа» в 2025 году отмечает знаковый юбилей: с момента появления первого эскиза прошло 85 лет, а со дня демонстрации первого прототипа руководству СССР — 80 лет. История этого автомобиля отражает послевоенные амбиции страны, когда отечественный автопром должен был не только догнать, но и превзойти зарубежные аналоги, став символом новой эпохи индустриализации.
Создание «Победы» сильно затянулось из-за Второй мировой войны. Только в 1943 году Наркомат средней промышленности утвердил выпуск послевоенного модельного ряда, включая ГАЗ М-20. Автомобиль сразу задумывался как современный и практичный, сочетавший экономичность и технические новшества, способный удовлетворить потребности советских граждан.
Первоначально планировалось оснастить автомобиль 6-цилиндровым мотором, но по настоянию Иосифа Сталина был выбран 4-цилиндровый двигатель объемом 2,1 литра и мощностью 50 л. с. Такая конструкция позволяла снизить расход топлива на пять литров, что в условиях послевоенной экономики имело большое значение.
В процессе испытаний «Победу» сравнивали с трофейными Opel Kapitan. Результаты показали преимущество советской модели: подвеска была более надежной, а управляемость лучше. Эти испытания подтвердили, что ГАЗ М-20 мог конкурировать с западными автомобилями по техническим и эксплуатационным характеристикам.
За годы производства автомобиль пережил несколько визуальных изменений. Всего выделяют три серии: первая с мелкими горизонтальными ламелями, вторая с двухэтажной решеткой и третья с более крупными балками. Даже детали вроде заднего дивана корректировались под реальные условия эксплуатации — подушка стала тоньше, чтобы пассажиры в папахах или шляпах чувствовали себя комфортно, проверку проводил лично Сталин.
Эксплуатация «Победы» требовала определенных навыков. В авто использовался ножной стартер, а переключение дальнего и ближнего света происходило ногой через педаль сцепления. Ручной тормоз имел необычное расположение, а запуск двигателя и управление требовали от водителя сноровки, что делало автомобиль своеобразным вызовом для водителя.
Цена автомобиля при старте производства составляла 16 тысяч рублей, тогда как средняя зарплата учителя едва доходила до 700 рублей. Несмотря на высокую стоимость и дефицит инфраструктуры — нехватку заправок и мастерских — спрос был огромен: к январю 1955 года около 50 тысяч человек ожидали своей «Победы». Выпуск автомобиля продолжался до 31 мая 1958 года, а лицензионная версия Warszawa выпускалась в Польше с 1951 по 1973 год, продлевая легенду «Победы» за пределами СССР.
Этот автомобиль стал символом эпохи и примером инженерного прогресса. ГАЗ М-20 «Победа» не только объединял передовые технологии своего времени, но и создавал уникальный образ советского автомобиля, оставшийся в памяти нескольких поколений.