Алексей Бородин, автоэксперт и перекуп, делится своим опытом последних месяцев, когда рынок вторичных автомобилей стал крайне нестабильным. Продажи то резко падают, то восстанавливаются почти до прежнего уровня, а цены на одни машины растут, на другие же падают вдвое. Даже опытные продавцы не могут понять логику происходящего.
За четыре месяца Бородину удалось продать всего два автомобиля — Honda Stepwgn и Toyota Passo. При этом, казалось бы, «проверенные» марки продавались с трудом, а интерес к лотам резко зависел от мелких факторов, вроде времени года и новостей о повышении утильсбора. Stepwgn пришлось готовить к продаже четыре дня, полируя салон и исправляя мелочи, но даже с яркими фото и описанием удачная продажа зависела от правильной цены и терпеливого покупателя.
Toyota Passo, казалось бы, идеальный компактный автомобиль, тоже продавалась с трудом. Покупатели, хоть и интересовались машиной, терялись в новых правилах оформления, не понимали современную процедуру снятия с учета и создавали дополнительные логистические сложности. В итоге покупка стала почти сюрреалистической историей, где каждая мелочь могла сорвать сделку.
Бородин делает вывод: рынок вторички «сломался». Цены росли последние годы, создавая перекос между желанием продавцов и возможностями покупателей. После повышения ключевой ставки ЦБ покупатели ушли с рынка, оставив автомобили непроданными, а при возвращении интереса новые «гирьки» в виде повышенного утильсбора снова создают хаос.
Главная причина нестабильности — утильсбор, который с новым тарифом и ограничениями по мощности двигателей влияет на все сделки. Это мешает рынку работать нормально, приводит к скачкам цен и мешает формированию реальной рыночной стоимости автомобилей.
Автор признается, что устал лавировать между растущими ценниками и платежеспособностью клиентов. Несмотря на очередь из желающих, он планирует сделать паузу до весны и, возможно, вернуться к продаже классических машин.