Советско-итальянская комедия «Невероятные приключения итальянцев в России» стала одним из первых примеров международного сотрудничества в советском кино и фактически — первым отечественным боевиком с элементами автопогони и масштабных трюков. Съёмки проходили непросто, но результат оказался настолько ярким, что фильм до сих пор вызывает интерес и у зрителей, и у кинолюбителей.
Сценарий картины Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали ещё в 1970 году под названием «Спагетти по-русски». Однако Госкино сценарий отклонило. Вернуться к проекту удалось спустя несколько лет, когда итальянская компания Дино де Лаурентиса задолжала «Мосфильму» за фильм «Ватерлоо» и предложила снять совместную ленту. Итальянцам первоначальная версия показалась скучной, поэтому к проекту подключились сценаристы Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо — будущие авторы хитов с Челентано. Именно они превратили историю о кладах в авантюрную комедию с погонями, авариями и даже лёгким флиртом — словом, сделали всё, чтобы фильм понравился европейскому зрителю.
Съёмки проходили в Москве, Ленинграде и Риме. Рязанов в мемуарах вспоминал, что условия для съёмочной группы в Италии были скромными, а партнёры экономили буквально на всём. Даже костюмы, по его словам, «приходили в негодность уже после первого съёмочного дня».
В фильме использовались десятки автомобилей, и многие сцены выполнялись без компьютерных эффектов — всё снималось «вживую». Например, знаменитая посадка самолёта Ту-134 на Минское шоссе снималась на военном аэродроме под Ульяновском, где для правдоподобия воссоздали фрагмент трассы с киосками, квасом и бутафорскими домами.
Красный ВАЗ-2103 с туристическими номерами, на котором передвигаются герои, тоже стал кинозвездой. Его специально усилили металлическими вставками в порогах, чтобы выдержал прыжок через забор. Ремни безопасности для каскадёра Серджио Миони привезли из Италии — в СССР таких просто не было.
В некоторых сценах роль «тройки» играл Fiat 124 — это видно по салону и дверным ручкам. Москвич-412, угнанный героем Андрея Миронова, в разных эпизодах «превращается» то в Fiat 1500, то в Fiat 1100d. Один из самых эффектных трюков — переворот Москвича с приземлением на крышу «Жигулей». Чтобы снять сцену без монтажа, с автомобиля сняли двигатель и коробку передач.
Не менее впечатляющей оказалась сцена под трубовозом — идея принадлежала Рязанову и каскадёру Александру Микулину, который впервые исполнил подобный манёвр ещё на съёмках «Берегись автомобиля». В фильме взрыв бензоколонки также был настоящим — макет заправки построили под Звенигородом, и он выглядел настолько реалистично, что водители пытались заправиться.
Несмотря на внимание к деталям, «ляпов» в фильме хватает. Автомобили в погонях то разбиты, то вновь целы; Волги героев внезапно меняют номера, а герои перемещаются по Ленинграду словно телепортом: из-под Исаакия — на стрелку Васильевского острова, потом на площадь Восстания, где вдруг возникает памятник Льву Толстому.
Есть и комичные ошибки: мафиозо сверлит крышку багажника, а «попадает» в пассажира, хотя физически это невозможно. Подобные огрехи лишь добавляют фильму шарма, а фарсовая природа картины делает их частью комедийного стиля.
«Невероятные приключения итальянцев в России» стали одним из главных хитов 1974 года: его посмотрели около 50 миллионов зрителей. Картина до сих пор выделяется по динамике, масштабу трюков и количеству автомобилей в кадре.
Читайте ещё материалы:
Сейчас на главной
На платформе запущен сбор вопросов к прямой линии президента
44 тысячи квадратных метров — для электроники, гидромеханики и наземных испытаний
Замсекретаря ОП РФ назвал бумажный паспорт анахронизмом
Новая платформа появится в 2026 году
Поставка производимых в Индии комплектующих в Россию — одна из целей корпорации
Предприятие определилось с электростратегией
Коллекционный экземпляр с мотором на 228 л.с. продают за 50 000 евро
В едином строю пролетели 10 боевых машин
Специалисты «Яковлева» проведут серию испытаний : при экстремально высоких и низких температурах, а также в высокогорных районах
НИЦ Крылова возьмёт на себя управление отраслью
Модель сохраняет все технические характеристики классической Aura
Поставщиками комплектующих для лайнера стало 41 предприятие