Советско-итальянская комедия «Невероятные приключения итальянцев в России» стала одним из первых примеров международного сотрудничества в советском кино и фактически — первым отечественным боевиком с элементами автопогони и масштабных трюков. Съёмки проходили непросто, но результат оказался настолько ярким, что фильм до сих пор вызывает интерес и у зрителей, и у кинолюбителей.

Сценарий картины Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали ещё в 1970 году под названием «Спагетти по-русски». Однако Госкино сценарий отклонило. Вернуться к проекту удалось спустя несколько лет, когда итальянская компания Дино де Лаурентиса задолжала «Мосфильму» за фильм «Ватерлоо» и предложила снять совместную ленту. Итальянцам первоначальная версия показалась скучной, поэтому к проекту подключились сценаристы Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо — будущие авторы хитов с Челентано. Именно они превратили историю о кладах в авантюрную комедию с погонями, авариями и даже лёгким флиртом — словом, сделали всё, чтобы фильм понравился европейскому зрителю.
Съёмки проходили в Москве, Ленинграде и Риме. Рязанов в мемуарах вспоминал, что условия для съёмочной группы в Италии были скромными, а партнёры экономили буквально на всём. Даже костюмы, по его словам, «приходили в негодность уже после первого съёмочного дня».

В фильме использовались десятки автомобилей, и многие сцены выполнялись без компьютерных эффектов — всё снималось «вживую». Например, знаменитая посадка самолёта Ту-134 на Минское шоссе снималась на военном аэродроме под Ульяновском, где для правдоподобия воссоздали фрагмент трассы с киосками, квасом и бутафорскими домами.
Красный ВАЗ-2103 с туристическими номерами, на котором передвигаются герои, тоже стал кинозвездой. Его специально усилили металлическими вставками в порогах, чтобы выдержал прыжок через забор. Ремни безопасности для каскадёра Серджио Миони привезли из Италии — в СССР таких просто не было.

В некоторых сценах роль «тройки» играл Fiat 124 — это видно по салону и дверным ручкам. Москвич-412, угнанный героем Андрея Миронова, в разных эпизодах «превращается» то в Fiat 1500, то в Fiat 1100d. Один из самых эффектных трюков — переворот Москвича с приземлением на крышу «Жигулей». Чтобы снять сцену без монтажа, с автомобиля сняли двигатель и коробку передач.
Не менее впечатляющей оказалась сцена под трубовозом — идея принадлежала Рязанову и каскадёру Александру Микулину, который впервые исполнил подобный манёвр ещё на съёмках «Берегись автомобиля». В фильме взрыв бензоколонки также был настоящим — макет заправки построили под Звенигородом, и он выглядел настолько реалистично, что водители пытались заправиться.

Несмотря на внимание к деталям, «ляпов» в фильме хватает. Автомобили в погонях то разбиты, то вновь целы; Волги героев внезапно меняют номера, а герои перемещаются по Ленинграду словно телепортом: из-под Исаакия — на стрелку Васильевского острова, потом на площадь Восстания, где вдруг возникает памятник Льву Толстому.
Есть и комичные ошибки: мафиозо сверлит крышку багажника, а «попадает» в пассажира, хотя физически это невозможно. Подобные огрехи лишь добавляют фильму шарма, а фарсовая природа картины делает их частью комедийного стиля.
«Невероятные приключения итальянцев в России» стали одним из главных хитов 1974 года: его посмотрели около 50 миллионов зрителей. Картина до сих пор выделяется по динамике, масштабу трюков и количеству автомобилей в кадре.
Читайте ещё материалы:
Сейчас на главной
В наличии остались лишь автомобили 2025 года с двигателями класса «Евро 5»
Степень «опьянения» определит медицинское освидетельствование
Цена стартует от 1 597 000 рублей
Внедорожник ранее не выпускался на конвейере Lada Sport
90 лет назад в СССР проводились интересные эксперименты с гусеничной техникой
Владельцы рассказали о популярной модели
Оттенок был эксклюзивным для «заряженной» Vesta Sport
На рынке наблюдается рост цен и снижение числа предложений
Стоимость рамного внедорожника снизилась благодаря укреплению рубля