Спорткары, созданные для бездорожья: пять редких примеров

От Mega Track до Sterrato: самые необычные спортивные автомобили, которые могут съехать с асфальта

Пять спортивных автомобилей, о которых далее пойдёт речь, создавались с одной идеей: дать водителю ощущение уверенности и на асфальте, и там, где нормальная дорога уже заканчивается. Каждый из них представляет собой попытку объединить динамику спорткара с возможностями машин, способных съехать с трассы.

Aixam Mega Track

Во второй половине 1980-х французская компания Aixam, известная миниатюрными микрокарами, решилась на дерзкий эксперимент: разработать полноценный суперкар. Но инженеры пошли ещё дальше — они задумали построить экстремальный автомобиль с внедорожными характеристиками.

Премьера Mega Track состоялась на Парижском автосалоне 1992 года. Для бренда, выпускавшего компактные машины, пяти­метровая длина новинки выглядела почти нереальной — это примерно в четыре раза больше привычных моделей Aixam.

Aixam Mega Track
Aixam Mega Track

Автомобиль получил регулируемую по высоте подвеску, способную обеспечивать впечатляющий клиренс в 330 мм, полный привод и специально созданные для него 20-дюймовые шины Michelin.

Центральное расположение двигателя и мощный атмосферный V12 объёмом 6,0 л — агрегат Mercedes-Benz M120 мощностью 394 л. с. — стали вынужденным решением: ни один французский производитель на тот момент не мог предложить мотор подходящей отдачи.

Несмотря на необычную концепцию, Mega Track не стал массовым проектом. Кроме выставочного образца, за три года компания смогла изготовить и продать лишь пять автомобилей.

Nissan Trail Runner Concept

К середине 1990-х Nissan уже имела репутацию создателя успешных спортивных купе — Skyline GT-R, линейки Z и Silvia. Однако в 1997 году на токийском автосалоне японцы представили концепт, который заметно выбивался из привычной парадигмы бренда.

Trail Runner сочетал черты спортивного двухдверного купе и внедорожника: крупные колёса, высокий клиренс и пропорции, позволяющие уверенно чувствовать себя вне асфальта.

Машина оснащалась турбированным 1,8-литровым рядным мотором и фирменной системой полного привода Attesa — той самой, что использовалась на Skyline GT-R.

Несмотря на положительные отзывы от посетителей и прессы, Trail Runner так и остался концептом и не дошёл до серийной стадии.

Audi nanuk quattro

Audi давно и успешно развивает сегмент кроссоверов, но в 2013 году компания сделала неожиданный шаг, представив спортивный концепт, лишь формально относящийся к этому классу.

Модель nanuk quattro (орфография с маленькой буквы — официальная) выросла из Italdesign Parcour, дебютировавшего несколькими месяцами ранее. Это была экстравагантная смесь суперкара и автомобиля для путешествий по пересечённой местности.

Audi nanuk quattro
Audi nanuk quattro

Футуристичный силуэт с дверями типа «крыло бабочки» напоминал обыгранную по-новому Audi R8, но в куда более приключенческой интерпретации.

Концепт получил фирменный полный привод quattro, а в качестве силового агрегата инженеры выбрали экспериментальный дизельный V10 объёмом 5,0 л с двумя турбинами и отдачей 550 л. с. — мотор, не имеющий прямого отношения к линейке R8.

В серию nanuk quattro так и не пошёл. Audi сочла спрос на подобные автомобили недостаточным, а последовавший дизельный скандал лишь укрепил решение отказаться от проекта. Тем не менее концерн Volkswagen позднее представил две серийные спортивные модели, способные съезжать с асфальта — уже под марками Porsche и Lamborghini.

Porsche 911 Dakar

В 1980-х Porsche стремилась вывести 911 на раллийную арену, что привело к созданию полноприводной модели 959. Она так и не вышла в бой в группе B чемпионата WRC, но стала легендой ралли-рейдов, одержав победу в Париж — Дакар.

Дорожная версия 959, при всех её инновационных решениях, оставалась автомобилем, рассчитанным на асфальт, хотя и использовала ту же передовую систему полного привода PSK.

Porsche 911 Dakar
Porsche 911 Dakar

Спустя десятилетия, в 2022 году, компания вернулась к теме раллийного наследия. На автосалоне в Лос-Анджелесе Porsche представила 911 Dakar поколения 992 — модель, вдохновлённую боевыми машинами 1980-х.

Автомобиль получил увеличенный клиренс и фирменную трёхцветную окраску в стиле исторических раллийных ливрей. Под капотом — тот же 3,0-литровый оппозитный мотор мощностью 473 л. с., что стоит на версии GTS.

Ограниченная серия стала первым серийным 911, который официально допускается к лёгкому бездорожью. Однако серьёзных внедорожных испытаний модель не предполагает — её потенциал ограничен умеренным увеличением дорожного просвета.

Lamborghini Huracán Sterrato

Lamborghini тоже решила проверить, насколько формат спорткара совместим с поездками вне асфальта. В 2019 году компания показала концепт Huracán Sterrato — переработанную версию Huracán Evo с внедорожными акцентами.

Lamborghini Huracán Sterrato
Lamborghini Huracán Sterrato

Модель оснастили модернизированной подвеской: клиренс увеличили на 47 мм. Как и Porsche 911 Dakar, Sterrato не претендовал на роль настоящего внедорожника, но предлагал возможность выехать на разбитые дороги.

Необычный концепт вызвал большой интерес, и по итогам многочисленных запросов Lamborghini приняла решение запустить модель в производство. Серийный выпуск начался с модельного года 2023.

Sterrato сохранил основные черты Huracán Evo: 5,2-литровый V10 мощностью 610 л. с., а также уникальные внешние элементы, впервые показанные на концепте.

В ближайшие годы Huracán уступит место новой модели под названием Temerario, и остаётся лишь ждать, получит ли она внедорожную вариацию.

Читайте ещё материалы по теме:

Сейчас на главной