В России ожидается значительный рост цен на автомобили параллельного импорта из-за изменений в утилизационном сборе. Минпромторг предложил новую методику расчета сбора, привязанную к мощности двигателя, которая может вступить в силу с 1 ноября 2025 года. Кроме того, правительство утвердило ежегодную индексацию сбора на 10–20% с 1 января каждого года вплоть до 2030-го. Первое повышение на 70–85% уже произошло в октябре 2024 года. По оценкам экспертов, эти меры сделают популярные модели недоступными для большинства покупателей.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин прогнозирует конкретные цены для ключевых моделей с 1 января 2026 года. Toyota Camry с 2,5-литровым мотором подорожает до 6,5 млн рублей, а к 2030 году — до 7,5 млн рублей. Toyota Land Cruiser 300 обойдется в 13,3 млн рублей в 2026-м и минимум в 15 млн рублей к 2030-му. Mitsubishi Outlander для физических лиц вырастет до 6 млн рублей в 2026 году и 7 млн рублей в 2030-м. Электрокар Zeekr 001 превысит 10 млн рублей с 2026 года и 11,5 млн рублей к 2030-му. Эти расчеты учитывают параллельный импорт и текущие рыночные условия.
Шапарин подчеркивает, что такой рост цен «исключает возможность приобретения россиянами таких автомобилей» и «уничтожает» рынок, где средняя цена новой машины составляет 3 млн рублей, включая модели АвтоВАЗа. Утильсбор, по его словам, подавляет конкуренцию, заставляя производителей повышать цены даже на автомобили, не подпадающие под сбор. В итоге изменения рискуют сократить импорт и ударить по выбору потребителей, усиливая зависимость от локального производства.