Киноавтомобили давно перестали быть просто реквизитом — они превратились в полноценных героев фильмов и объекты вожделения коллекционеров по всему миру. Увидев эффектную машину на экране, многие задумываются: а реально ли заполучить такую в свой гараж и во что это обойдётся?
Мы составили подборку из пяти культовых машин из знаменитых картин и выяснили их реальную стоимость по состоянию на октябрь 2025 года.
Цены приблизительные, собраны на основе данных аукционов, объявлений о продаже и экспертных оценок (указаны в долларах США с конвертацией в рубли по актуальному курсу). К каждой модели прилагаются любопытные подробности. Поехали!
Pontiac Firebird Trans Am — «Смоки и бандит» (1977)
Почему стала легендой
«Смоки и Бандит» — классическая комедия-боевик о лихаче Бандите (Бёрт Рейнолдс), который на чёрном Trans Am уходит от полицейских по прозвищу «Smokey». Чёрный Pontiac Firebird Trans Am 1977 года с золотым орнаментом «Firebird» на капоте стал настолько популярен после фильма, что продажи этой модели взлетели в реальности. Образ брутального, но стильного маслкара семидесятых навсегда ассоциируется с тем самым «Bandit Trans Am» — в ковбойской шляпе не поставляется, но кажется, будто должен.
Технические данные
Trans Am — топовая версия Pontiac Firebird. В 1977 году она оснащалась 6,6-литровым V8 (работали два варианта: Pontiac 400 CID на ~200 л.с. и Oldsmobile 403 CID ~185 л.с.), автоматической коробкой и шумным двойным выхлопом. Несмотря на не самую большую мощность по меркам начала семидесятых (экологические нормы уже действовали), Trans Am был грозно выглядящим маслкаром с впечатляющим крутящим моментом. В картине использовали машину специальной серии Trans Am SE (Special Edition) — именно такие были чёрными с золотыми полосами и птицей на капоте, как у Бандита.
Актуальная стоимость
Ещё недавно поздние маслкары семидесятых ценились гораздо ниже своих предшественников шестидесятых, но ностальгия берёт своё. Сегодня стоимость хорошего Pontiac Trans Am 1977 года может достигать 100 000$ + (8+ млн ₽) на аукционах. Например, на торгах 2025 года два отреставрированных Trans Am SE ушли за 118 000$ и 123 000$. В среднем же приличный «Бандит» обойдётся в 50–80$ тысяч (4–6,5 млн руб), а проекты для реставрации можно найти и дешевле.
Отдельная история — машины, связанные лично с актёром Бёртом Рейнолдсом: один из таких Trans Am, подаренный ему после съёмок, продали в 2022 году почти за 500 000$. Таким образом, культовый статус уверенно поднял Trans Am из разряда старых «понтиаков» в высшую лигу коллекционных авто.
Любопытный факт
В 1977 году продажи Pontiac Trans Am удвоились — во многом благодаря успеху картины. Люди приходили к дилерам и просили «машину как у Бандита». Компания Pontiac даже публично благодарила создателей фильма за бесплатную рекламу. А Бёрт Рейнолдс стал настолько ассоциироваться с этой моделью, что в последние годы жизни часто продавал на аукционах свои личные Trans Am (у него их было несколько).
Cadillac Miller-Meteor 1959 (Ecto-1) — «Охотники за привидениями» (1984)
Почему стала легендой
Белый катафалк «Эктомобиль» из «Охотников за привидениями» — один из самых узнаваемых автомобилей в поп-культуре. Громадный ретро-автомобиль с мигалками, антеннами, бочками и логотипами-призраками на бортах служил транспортом команде охотников. Он смешной, страшный и невероятно харизматичный одновременно. Само появление ревущего Ecto-1 на улице с сиреной — уже половина успеха сцены.
Технические данные
База для Ecto-1 — Cadillac Miller-Meteor 1959 года, модель скорой помощи/катафалка. Это редкий тип кузова, изготавливавшийся вручную на шасси Cadillac Series 62. Машина огромна: длина ~6,4 м, вес около 3 тонн. Двигатель — 6,3 л V8 (~320 л.с.) с трёхступенчатым «автоматом». На момент 1959 года такие машины были воплощением роскоши и мощи, с обилием хрома и знаменитыми хвостовыми плавниками.
В фильме подержанный катафалк 1959 года был куплен героями за символические 480$ — в ужасном состоянии, но после «прокачки» превратился в техническое чудо. Разумеется, всё оборудование — выдумка, но внешний вид Ecto-1 прочно вошёл в историю.
Актуальная стоимость
Оригинальный экранный Ecto-1 принадлежит студии Sony и не продаётся. Однако для оценки можно смотреть на реплики. И здесь цифры впечатляют: в 2021 году точно восстановленная копия Ecto-1 была продана на аукционе Barrett-Jackson за 220 000$ (около 18 млн ₽).
Ещё одна высокодетализированная реплика недавно ушла за ~297 000$. Сами по себе базовые Cadillac Miller-Meteor 1959 редки и ценны — даже без «охотничьего» снаряжения отреставрированный каретный Cadillac конца пятидесятых может стоить 100–150$ тыс. Так что неудивительно, что с добавлением сирен и раскраски машина обойдётся как хорошая квартира.
Любопытный факт
Для съёмок использовали два автомобиля: Ecto-1 и разрушенную версию Ecto-1A для «Охотников за привидениями 2». Оба долгие годы хранились на складе и ветшали, пока в 2020-м студия не отреставрировала оригинальный Ecto-1 к выходу нового фильма. Фанаты по всему миру тоже не сидят сложа руки — существует целое сообщество любителей, переделывающих старые кареты скорой помощи в Ecto-1. Однако найти подходящую машину — та ещё задача: выпущено было считаные сотни Cadillac Miller-Meteor в 1959-м. Поэтому энтузиасты иногда используют более поздние модели или даже другие марки машин.
Volkswagen Beetle — серия фильмов про Герби
Почему стала легендой
Маленький обаятельный «Жук» по имени Герби — герой серии семейных фильмов Disney, начиная с The Love Bug, 1968. Белый Volkswagen Beetle с номером «53» и красно-синей полосой оказался не простым автомобилем, а одушевлённым персонажем с собственным характером. Герби гонял в ралли, творил шалости и неизменно побеждал злодеев. Эти фильмы сделали обычный народный автомобиль VW Beetle звездой экрана.
Технические данные
Герби воплощён серией VW Beetle 1963 года с откидным верхом (sunroof sedan). Под капотом — скромный оппозитный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения объёмом 1,2 л (около 40 л.с.). Коробка — 4-ступенчатая механика, привод задний. В общем, самый обычный Жук тех лет, никаких сверхспособностей кроме кинематографических.
Актуальная стоимость
Классических «Жуков» в мире полно — ведь Volkswagen произвёл их более 21 миллиона. Обычный VW Beetle шестидесятых годов стоит на рынке порядка 10–15$ тысяч (0,8–1,2 млн руб) в хорошем состоянии. Однако Герби — дело другое. Один из оригинальных автомобилей Герби, участвовавший в съёмках, был продан в 2018 году за 126 500$ — это более 10 млн ₽, и рекордная сумма для Volkswagen Beetle вообще.
Другие экземпляры из фильмов ранее тоже уходили за десятки тысяч. Таким образом, наклейки и история увеличивают стоимость скромного «Жука» в разы. Тем не менее сделать реплику Герби относительно просто и недорого — поэтому на автосходках нередко можно встретить любителей, превративших свой Beetle в милого киногероя (правда, без магических способностей).
Любопытный факт
Номер «53» у Герби появился не случайно — это дань уважения известному бейсболисту Дону Драйсдейлу из команды LA Dodgers, номер которого был 53. А имя Herbie пришло от комедийного скетча, где так звали… монгольского борца-сумо. В первых фильмах Герби не разговаривает, но выражает «эмоции» клаксоном и трюками.
Peugeot 406 — «Такси» (1998)
Почему стала легендой
Белоснежный Peugeot 406, на котором лихач-водитель Даниэль рассекает по Марселю — главный персонаж французской комедийной серии «Такси». В фильме обычный на первый взгляд седан одним нажатием кнопки трансформировался в низкий гоночный снаряд с аэродинамическими обвесами, обгоняя всех полицейских. Для целого поколения зрителей 406-й Peugeot стал символом адреналиновых городских погонь.
Технические данные
Конкретно автомобиль Даниэля — Peugeot 406 первой генерации, модельные годы 1997–1999. В картине она оснащена 3,0-литровым V6, который в реальности выдавал около 210 л.с. в стандартном исполнении. Для съёмок подготовили 6–8 машин, причём одну действительно форсировали до ~280 л.с. и даже задействовали гоночную версию 406 T16 в нескольких сценах. Базовая же модель — это переднеприводный семейный седан, в фильме доработанный внешне (аэрообвес, спойлеры, сменные диски) и с заниженной подвеской.
Актуальная стоимость
Здесь без магии кинематографа. В реальной жизни Peugeot 406 конца девяностых — доступный подержанный автомобиль. Сегодня его можно приобрести буквально за 2 000–4 000$ (порядка 200–350 тыс. ₽) в зависимости от состояния. Редкие безупречно сохранившиеся машины могут стоить немного дороже, но в целом это недорогой транспорт. Даже один из реальных 406 из съёмок «Такси 2» оценивали всего в ~10 000$. Так что для ощущения себя героем франшизы миллионером быть не обязательно — достаточно найти ухоженный 406-й и вложиться в тюнинг.
Любопытный факт
Для съёмочного процесса автомобили готовила сама компания Peugeot в партнёрстве со студией Люка Бессона. В первой части внешне машина Даниэля максимально близка к серийному 406, но начиная со второго фильма обвес становился всё более фантастическим. Тем не менее под капотом оставался стандартный V6 и передний привод — так что невероятные прыжки и заносы в картине обеспечивали профессиональные каскадёры и специально подготовленные машины (например, для прыжков использовали облегчённые кузова). Забавно, что Peugeot 406 Taxi обрёл такую популярность, что фанаты по всему миру создавали реплики — одну такую «такси-машину» даже продавали за 3 500 евро, почти как в фильме, только летать она не умела.
Shelby GT500 «Eleanor» — «Угнать за 60 секунд» (2000)
Почему стала легендой
В ремейке «Угнать за 60 секунд» 2000 года Николас Кейдж в роли угонщика Мемфиса Рэйнса преследует свою «белую китиху» — шикарный серебристый Shelby GT500 по кличке «Элеонор». Сцена погони на этой ревущей классике стала кульминацией картины. Автомобиль настолько полюбился публике, что стал самостоятельной легендой: Eleanor — пожалуй, самый знаменитый кастом-мустанг в мире.
Технические данные
Прототипом послужил Ford Mustang Shelby GT500 1967 года — заряженная версия «Мустанга», доработанная именитым Кэрроллом Шелби. В оригинале у GT500 под капотом 7,0-литровый V8 (428 Cobra Jet) мощностью около 355 л.с., 4-ступенчатая механика и усиленное шасси. Однако кино-«Элеонора» — это модифицированный Mustang: для фильма построили 11 машин с уникальным обвесом (дизайн Chip Foose). Они оснащались современными тюнинговыми компонентами: двигатель 5,7 л V8 (351 Windsor) с системой закиси (NOS), 5-ступенчатая механика, усиленные тормоза и подвеска. Звук мотора и внешний вид Eleanor стали эталоном автомобильного стиля «restomod».
Актуальная стоимость
И оригинальный Shelby GT500 '67, и тем более «Элеонора» — чрезвычайно дорогие игрушки. Настоящий Shelby GT500 1967 года в хорошем состоянии легко стоит 200–300$ тыс. (16–25 млн ₽). А официально воссозданные реплики Eleanor продаются специализированными фирмами по лицензии в диапазоне 190 000$–300 000$ (до 25 млн ₽). Что уж говорить об оригиналах со съёмочной площадки: одна из экранных «Элеонор» была продана в 2013 году за 1 000 000$ (~82 млн ₽). Другая, полностью восстановленная, ушла на аукционе в 2020-м за 852 500$. Таким образом, «Элеонора» входит в число самых дорогих маслкаров планеты.
Любопытный факт
Имя Eleanor изначально носил жёлтый Ford Mustang 1973 года в оригинальной картине «Угнать за 60 секунд» 1974 года. В новом фильме 2000-го создатели решили отдать дань классике шестидесятых, выбрав Shelby GT500 '67 в роли обновлённой «Элеоноры». Интересно, что после успеха картины начался бум реплик Eleanor: сотни фанатов переделывали свои Мустанги под этот стиль. Это даже привело к судебным спорам — правообладатели имени «Eleanor» запрещали самовольные копии. Но в итоге официально лицензированные экземпляры (от компаний вроде Fusion Motor) всё же поступили в продажу ограниченной серией. В общем, если видите на автошоу серый мустанг с чёрными полосами — велик шанс, что владелец вдохновился именно фильмом и создал свою версию легенды.
Разница цен: от массовых моделей к музейным экспонатам
Рассмотрев пятёрку киноавтомобилей, можно заметить несколько закономерностей:
Возраст и редкость: Самые дорогие — это обычно классические автомобили 1960-х и ранее, да ещё в ограниченном выпуске. Pontiac Firebird, Shelby GT500 — сами по себе коллекционные, а уж с киноисторией ценники взлетают астрономически.
Массовые модели остаются доступными: Авто типа Peugeot 406, вопреки своей экранной славе, не стали раритетами — их слишком много произведено, и сами по себе они не спортивные и не роскошные. Их ценность больше эмоциональная.
Ностальгия против характеристик: Цены на многие культовые авто движимы вовсе не их техническими параметрами, а ностальгией и фан-базой. Pontiac Firebird Trans Am — не суперкар по ездовым качествам, но стоит как современное спортивное купе.
Ограниченный рынок: Следует отметить, что рынок киноавто — довольно тонкий. Количество людей, готовых выложить полмиллиона за «машину из детства», ограничено. Поэтому такие продажи часто случаются на крупных аукционах, куда съезжаются богатые коллекционеры. А вот попытка продать «киномобиль» без достаточной аудитории может провалиться. Бывали случаи, когда реплики или даже оригиналы не дотягивали до резервной цены.
Заключение
Если у вас загорелись глаза и захотелось собственный «киномобиль» — выбор есть на любой кошелёк, от доступного Peugeot 406 из «Такси» до аукционных лотов за миллионы. А главное — есть сообщество единомышленников, для которых автомобиль — тоже герой кино.
И напоследок: мы рассмотрели зарубежные киноавтомобили, но ведь и в наших фильмах есть свои легенды — от чёрной «Волги» из «Берегись автомобиля» до ГАЗ-24 в «Бриллиантовой руке». Но о них мы поговорим в другой раз.