С 1 января 2026 года в Китае вступит в силу 50%-ный налог на покупку электромобилей, который заменит действующее нулевое налогообложение. Максимальная налоговая скидка составит 15 000 юаней (примерно 2110 долларов США) за одно транспортное средство.
Это решение знаменует постепенное сворачивание десятилетней программы налоговых льгот, поддерживавшей развитие китайского рынка электромобилей. По оценкам китайских властей, действующие послабления полностью прекратят действие к концу 2025 года.
CAAM предлагает плавный переход, но правительство действует решительно
Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) ранее предлагала постепенно отменять льготы, начав с 3% налога в 2026 году и 7% — в 2027 году. Однако власти решили ввести сразу 50%-ный налог с продаж, ускоряя темпы реформы.
Пока инициатива CAAM не вызвала ощутимой реакции на рынке лития, однако цены на карбонат лития — ключевой материал для аккумуляторов — уже начали расти. По данным Platts, с момента анонса налоговых изменений 25 октября спотовые котировки выросли на 2,3%, а к 29 октября достигли 81 700 юаней за тонну, что на 6,8% выше, чем неделей ранее, и на 11,1% больше, чем месяц назад.
Налоговый фактор может вызвать ажиотажный спрос
Аналитики ожидают, что нововведение приведёт к резкому росту продаж электромобилей в конце 2025 года. Покупатели постараются успеть воспользоваться последними месяцами нулевого налога и сэкономить до 30 000 юаней на одном автомобиле.
«Любое снижение налоговых преференций, даже минимальное, вызовет потребительский ажиотаж, — отмечает один из китайских экспертов. — Люди понимают, что немного лучше, чем ничего».
По прогнозам отраслевых источников, пик продаж придётся на ноябрь–декабрь 2025 года. Этот период станет оптимальным временем для покупателей, чтобы воспользоваться максимальными льготами, а для автопроизводителей — чтобы распродать старые модели, не соответствующие новым требованиям.
Новые стандарты ужесточают правила игры
Помимо повышения налогов, китайские власти вводят жёсткие технические стандарты для автомобилей, претендующих на налоговые скидки.
Министерство промышленности и информационных технологий КНР объявило 9 октября, что с 2026 года льготы будут распространяться только на электромобили, соответствующие новым национальным нормам энергоэффективности и расхода топлива. Это заставит автопроизводителей обновлять модельные линейки и внедрять более эффективные аккумуляторные технологии.
Рынок лития реагирует ростом цен
Рынок лития в Китае, крупнейшем производителе и потребителе этого металла, отреагировал ростом котировок. С 14 октября цены на карбонат лития стабильно увеличиваются, отражая ожидания высокого спроса на аккумуляторы.
По данным Platts, активность трейдеров и производителей литий-железо-фосфатных аккумуляторов остаётся высокой — особенно в секторе систем накопления энергии. При этом торговые объёмы пока остаются ограниченными, поскольку многие переработчики работают по долгосрочным контрактам.
«Несмотря на рост цен, фундаментальный баланс спроса и предложения пока не демонстрирует значительных изменений», — пояснил Мо Кэ, основатель исследовательской компании RealLi.
Что ждёт рынок электромобилей
С 2014 года налоговые послабления и субсидии стали мощным драйвером роста китайского автопрома. Благодаря им Китай занял лидирующие позиции в мире по производству и потреблению электромобилей.
Теперь отрасль переходит в новый этап — самостоятельного развития без прямой господдержки. Эксперты считают, что в краткосрочной перспективе это вызовет всплеск спроса перед введением налога, но в долгосрочной — приведёт к стабилизации рынка и росту технологической конкурентоспособности.
Таким образом, с 2026 года китайский рынок электромобилей ждёт резкое изменение условий игры: государство сворачивает налоговые льготы, усиливает требования к технологиям и фактически проверяет отрасль на устойчивость без дотаций. А пока — до конца 2025 года — у покупателей остаётся шанс приобрести электромобиль на максимально выгодных условиях.
Читайте ещё материалы по теме:
- Toyota RAV4 2026: какую же версию выбрать?
- BYD Sealion 7: китайский электрокроссовер, который бросает вызов Tesla Model Y
- Что предложил совершенно новый Jeep Grand Cherokee 2026