Как АвтоВАЗ обрёл и потерял «Надежду»

Перспективный проект, который не смогли довести до ума

ВАЗ-2120 «Надежда» — первый и единственный для отечественного автопрома минивэн повышенной вместимости. Идея подобного автомобиля появилась ещё в конце 80-х и реализовать её, помимо АвтоВАЗа, пытался ещё и АЗЛК со своим проектом «Арбат». К сожалению или к счастью, «Арбат» собрали лишь в единственном экземпляре в 1991 году, судьба «Надежды» же оказалась более витиеватой.

ВАЗ-2120 «Надежда»

На бумаге проект выглядел просто идеально: 7-местный минивэн с полным приводом, теперь-то точно никто не сможет отказаться от поездки на картошку, места хватит для всех! Однако, на поверку, взрослые на заднем ряду могли уместиться только крепко прижавшись друг к другу, а багажник при разложенном 3 ряде сидений существовал только технически, по факту положить в него что-то больше пары дорожных сумок было сложно. В автомобиле открывались только передние стекла, кондиционера, само собой, также не полагалось, были ли выжившие после поездки в этой машине на 3-м ряду на юге страны — не сообщается. 

ВАЗ-2120 «Надежда»

Внешний вид был одновременно похож на всё и ни на что. В ранних версиях передние фары от ВАЗ-2106, в более поздних — от ВАЗ-2111, задние фары от «Оки» с противотуманками снова от «шестёрки». В салоне — то же самое, «я его слепила из того, что было». В целом, если учесть, что в серию автомобиль так и не пошёл — вроде бы простительно, если б не тот факт, что всё, что не было приколочено намертво — было прикручено на бессчётное количество саморезов всех мастей. Под капотом перспективной разработки был двигатель от «Нивы», который и с «Нивой» справлялся так себе, для минивэна же он подходил ещё меньше. Как и КПП, страдающая от сильно удлинённой колесной базы.

Подкапотное пространство ВАЗ-2120 «Надежда»

Салон — шумный, узкий, без излишеств. Пассажирам 2 и 3 ряда никаких удобств не полагается. Из плюсов — так как собирали по принципу «из того, что попало под руку», найти запчасти для него труда не представляет, в отличие от кузовных деталей. 

Приборная панель ВАЗ-2120 «Надежда»

В итоге, за 8 лет было собрано чуть более 8000 автомобилей, а до конвейера «Надежде» добраться было не суждено. Машина не пользовалась популярностью, потому что конечный потребитель просто не мог понять, для каких задач было построено это чудо инженерной мысли. Складывается впечатление, что и в Тольятти так и не поняли, что хотели получить от этого проекта и кому его хотели продавать. 

Читайте ещё материалы по теме: 

УАЗ-3160: дедушка современного «Патриота»

Сделай сам: как идея собирать Kit Car превратилась в полноценное производство?

Опытный ГАЗ-3105 «Волга»: не в то время, не в том месте