Отечественный автопром мог быть гораздо разнообразнее, если бы многие интересные разработки инженеров получили зеленый свет на производство. В СССР и современной России было создано множество прототипов, полностью готовых к серийному выпуску, но так и оставшихся единичными экземплярами. Рассмотрим некоторые из таких автомобилей, которые могли бы изменить историю нашего автопрома.
ГАЗ-31022 «Волга LX»
Горьковский автомобильный завод долгие годы выпускал автомобили в кузове универсал, которые пользовались стабильным спросом. Однако дизайн задней части кузова практически не менялся с модели ГАЗ-24-02 «Волга». Завод ограничивался лишь обновлением передней части и интерьера в соответствии с актуальными седанами, не занимаясь серьезным рестайлингом универсалов.
В начале 2000-х годов за эту задачу взялась фирма «Автодизайн» из Набережных Челнов. После значительного объема работ публике был представлен обновленный универсал «Волга LX». Существуют разные сведения о базе для этой модели — одни источники указывают на седан ГАЗ-3110, другие на универсал ГАЗ-31022. Судя по оконным рамкам задних дверей, вероятнее всего за основу был взят седан.

Центральная часть автомобиля осталась без изменений — те же двери с ручками и ветровое стекло. Основные преобразования коснулись передней и задней частей. «Передок» получил совершенно новый дизайн с линзованными фарами, напоминающими Opel Vectra C того периода. Радиаторная решетка стала отдельным от капота элементом.

Для модели были разработаны оригинальные передние крылья, перекликающиеся с дизайном дверей. Капот получил выразительный рельеф с центральной выштамповкой и боковыми линиями, идущими от фар. Передний бампер оснастили линзованными противотуманными фарами, причем все детали были идеально подогнаны с минимальными зазорами.
Задняя часть претерпела еще более радикальные изменения. Боковые стекла получили наклон, согласующийся с линиями задних дверей и крышкой багажника. На крыше появились штатные рейлинги. Наиболее важным улучшением стала новая, более широкая крышка багажника с меньшей погрузочной высотой по сравнению с серийным универсалом. В дизайн задней части удачно интегрировали фонари от ГАЗ-3110. Задний бампер был спроектирован так, чтобы органично огибать крышку багажника.

«Волга LX» была представлена публике в 2003 году и получила положительные отзывы как на выставках, так и в прессе. Горьковский автозавод первоначально рассматривал возможность серийного производства, но в итоге отказался от этой идеи, сочтя модернизацию слишком дорогостоящей и нерентабельной. Тем не менее, сама концепция рестайлинга универсала не была полностью отвергнута, и в 2004 году завод выпустил модель ГАЗ-310221 с обновленной передней частью и интерьером, но всё той же задней частью от ГАЗ-24-02.
Москвич-2139 «Арбат»
Минивэн — пассажирский автомобиль, сочетающий черты универсала и микроавтобуса, обычно с однообъёмным кузовом, где капот, салон и багажник объединены в единое пространство. В отечественном автопроме серийных минивэнов практически не было, если не считать малоуспешную модель ВАЗ-2120 «Надежда», которая не смогла завоевать широкую популярность из-за конструкторских недоработок, хотя и имела свои преимущества в виде просторного салона и полного привода.
В СССР разработки автомобилей с кузовом минивэн начались еще в 1940-х годах, но активно развиваться это направление стало в 1980-х, когда такой тип кузова приобрел мировую популярность. Советские инженеры, вдохновившись французским Renault Espace, приступили к созданию собственного минивэна, который в отечественной классификации называли «универсалом повышенной вместимости».

Прототип Москвич-2139 «Арбат» был создан в 1987 году и во многом опередил свое время. Разработкой занимались в первую очередь специалисты Бюро художественного конструирования АЗЛК, что подчеркивало важность дизайнерской составляющей проекта.
Хотя эта амбициозная задумка так и не была реализована в серийном производстве, оставшийся прототип демонстрирует потенциал отечественного автопрома того периода и то, какие интересные модели могли бы появиться на наших дорогах, если бы не ограничения плановой экономики и последующий кризис автомобильной промышленности в 1990-е годы.
Подобные примеры показывают, что отечественные инженеры и дизайнеры всегда стремились создавать современные и конкурентоспособные автомобили, отвечающие мировым тенденциям. К сожалению, многие из этих проектов остались лишь в единичных экземплярах, хранящихся в заводских музеях или на фотографиях в специализированных изданиях.
Трудно сказать, ведутся ли сегодня разработки новых оригинальных моделей, или отечественный автопром решил сосредоточиться на сотрудничестве с китайскими производителями. Однако история показывает, что потенциал для создания уникальных и востребованных автомобилей в России всегда был.