Пять легендарных автомобилей, которые сделали полный привод массовым

Пионеры в применении технологии, ранее доступной только грузовикам и вездеходам

Было время, когда трансмиссия с приводом на все колёса считалась прерогативой совершенно других категорий транспортных средств. Но пять культовых моделей из этой подборки переписали устоявшиеся правила и продемонстрировали, что достоинства такой системы идеально работают и в легковых автомобилях.

Несмотря на то что полный привод активно использовался на грузовиках, вездеходах и на военной технике, в гражданских легковушках он тоже демонстрировал существенные плюсы — в частности, повышал уровень безопасности благодаря улучшенному контакту с дорожным полотном.

На протяжении следующих двадцати лет системы 4WD и AWD набирали популярность в серийных автомобилях. В наши дни эта технология превратилась в стандартное решение, которое включают в линейки многочисленные производители.

1966–1971 Jensen FF

Jensen — один из тех исчезнувших с автомобильной карты производителей, которые, по убеждению поклонников классики, достойны второго рождения.

В период своего расцвета британская компания создавала несколько действительно выдающихся моделей, и главной из них был Interceptor — изящный четырёхместный гран-туризмо с итальянским дизайном кузова и американским агрегатом Mopar под капотом.

Именно эта машина стала самой коммерчески успешной моделью в истории небольшой британской компании.

Jensen FF
Jensen FF

На базе Interceptor инженеры Jensen разработали версию под обозначением FF. Внешне она практически не отличалась от стандартного Interceptor, но вошла в автомобильную летопись как первый серийный легковой автомобиль с системой привода на четыре колеса.

Технология, получившая наименование Ferguson Formula (FF), была создана компанией Ferguson Research и основывалась на инновационной полноприводной трансмиссии, первоначально предназначавшейся для гоночных машин Формулы-1.

Оснащённый 6,3-литровым двигателем Chrysler 383 V8, передававшим крутящий момент на все четыре колеса, Jensen FF по праву считается одним из наиболее революционных гран-туреров своей эпохи.

1972–1981 Subaru Leone

Jensen FF убедительно продемонстрировал, что система полного привода не просто применима в легковых машинах, но и существенно улучшает их динамические характеристики и управляемость.

Тем не менее из-за конструктивной сложности Jensen мог выпускать FF исключительно с правосторонним расположением руля, что радикально сузило коммерческие перспективы модели.

Спустя год после прекращения производства полноприводного Jensen, японская компания Subaru внедрила систему 4WD в недавно представленную линейку Leone — впервые в мировой практике полный привод стал доступен в массовом легковом автомобиле, реализуемом на различных континентальных рынках.

Subaru Leone
Subaru Leone

Изначально полноприводную конфигурацию можно было получить только для кузова универсал, но уже к завершению семидесятых она появилась и в седане, и в пикапе (известном как Subaru BRAT).

Сегодня Subaru и система полного привода — это фактически синонимы. Именно раллийные модификации Impreza WRX с постоянным приводом на все колёса принесли японской марке всемирное признание.

Однако именно Leone остаётся историческим рубежом: этот автомобиль не только популяризировал полный привод, но и сформировал фундамент для всех последующих моделей Subaru.

1980–1988 AMC Eagle

Сегодня более габаритные универсалы и хэтчбеки, построенные на платформе легковых автомобилей, известны как кроссоверы — и, как известно, они пользуются колоссальной популярностью. Но задумывались ли вы, откуда берёт начало этот феномен?

Большинство автомобильных историков единодушны во мнении, что первым серийным автомобилем, который можно классифицировать как кроссовер, стал AMC Eagle, выпускавшийся с 1980 по 1988 год (да, не советская ВАЗ-2121 «Нива», которую всё-таки относят скорее к категории внедорожников).

Эта модель, предлагавшаяся в различных вариантах кузова, представляла собой полноприводную интерпретацию компактного AMC Concord.

AMC Eagle
AMC Eagle

Компания AMC, ныне канувшая в историю, фактически объединила кузов серийного Concord с разработанным подразделением Jeep шасси, оборудованным системой привода на все колёса и увеличенным клиренсом.

Подобная комбинация легкового автомобиля и внедорожных качеств была абсолютно беспрецедентной для американского автопрома, поэтому Eagle стремительно завоевал расположение покупателей.

Обладая впечатляющей проходимостью, экономичными силовыми агрегатами и комфортом традиционного легкового автомобиля, AMC Eagle стал одной из наиболее знаковых американских серийных машин восьмидесятых годов.

1980–1991 Audi Quattro

Пока AMC Eagle производил фурор в Соединённых Штатах, по другую сторону Атлантического океана европейских автоэнтузиастов покорял полный привод Audi Quattro.

Эта ныне культовая модель изначально разрабатывалась как раллийный автомобиль, и, согласно легенде, команда инженеров, работавшая над проектом, использовала в качестве источника вдохновения британский Jensen FF.

Quattro получила инновационную технологию постоянного полного привода с тремя дифференциалами, благодаря которой она не только доминировала в мире ралли, но и навсегда трансформировала этот вид автоспорта.

Audi Quattro
Audi Quattro

Поскольку по действовавшим в то время регламентам гоночная машина должна была иметь практически идентичную дорожную версию, Audi выпустила серийную модификацию Quattro — спортивное полноприводное купе, которое стало доступным широкой аудитории.

В настоящее время практически каждая модель Audi предлагается с системой quattro — в базовой комплектации или в качестве опционального оборудования — и во многом это заслуга легендарной первой Quattro.

1986–1993 Porsche 959

Porsche — ещё один легендарный автопроизводитель, который сегодня оснащает значительную часть своей линейки полным приводом, хотя в первые десятилетия существования компании ситуация была совершенно иной.

Модели 356 и её преемница 911 представляли собой классические спортивные автомобили с задним приводом, и 911 сохраняла эту конфигурацию вплоть до восьмидесятых годов.

Подобно Audi, немецкая компания решила испытать силы в раллийных соревнованиях и разработала модифицированную версию 911 с системой полного привода, которая впоследствии эволюционировала в продвинутую трансмиссию PSK (Porsche-Steuer Kupplung).

Эта усовершенствованная версия 911 стала триумфатором ралли Париж–Дакар 1984 года, а затем трансформировалась в легендарную 959.

Porsche 959
Porsche 959

Модель 959 дебютировала в 1986 году как омологационная специальная версия, позволившая новому, глубоко переработанному автомобилю на платформе 911 участвовать в гонках группы B.

Оснащённый передовой системой полного привода PSK и оппозитным шестицилиндровым агрегатом с двойной турбонаддувом мощностью до 508 лошадиных сил (в версии 959 S), Porsche 959 стала первым полноценным суперкаром с приводом на все четыре колеса.

Выпускавшаяся с 1986 по 1993 год, модель 959 остаётся одной из наиболее значимых машин Porsche и одним из самых легендарных автомобилей в истории мирового автопрома.

Наследие пионеров полного привода

Эти пять выдающихся автомобилей не просто внедрили технологию полного привода в легковые автомобили — они фундаментально изменили представление о том, какими могут и должны быть современные машины.

От элитарного Jensen FF, доступного лишь избранным, до массовой Subaru Leone, демократизировавшей технологию — каждая из этих моделей внесла неоценимый вклад в автомобильную эволюцию.

Сегодня полный привод воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Системы AWD и 4WD предлагаются в сегментах от компактных кроссоверов до гиперкаров стоимостью в миллионы долларов. Но всё началось именно с этих пяти революционных моделей, которые осмелились бросить вызов устоявшимся представлениям и доказали, что привод на четыре колеса — это не просто утилитарное решение для бездорожья, а технология, способная сделать любой автомобиль лучше, безопаснее и увлекательнее в управлении.

Читайте ещё материалы по теме:

Сейчас на главной