Формула 1 — самая престижная, «королевская» гонка. Но самые ли быстрые в ней автомобили? Короткий ответ — да. Чуть более длинный — нет. Ещё более длинный — и да и нет. Почему так? Давайте разбираться.
Если развернуть тему, всё не так просто: гоночный автомобиль едет ровно настолько быстро, насколько требует конкретная дисциплина. И да — где-то скорость специально ограничивают ради безопасности, а где-то, наоборот, не ставят никаких «потолков». Начнём обзор с самых динамичных, но не всегда самых быстрых серий.
Ралли-кросс: 150 км/ч
В чемпионате мира World RX топовый класс — вершина ралли-кросса. Быстрее него в этой дисциплине быть просто не может. Так, на этапe в Норвегии Андреас Баккеруд прошёл финал — шесть кругов по километру — за четыре минуты. Средняя скорость? Около 90 км/ч при езде «в пол» без экономии резины и топлива.
Двигатели ралли-кроссовых машин злые: 560 л. с. и 900 Н·м у чемпионского Audi S1 EKS RX quattro — показатели, с которыми обычная машина легко бы взяла 300 км/ч. Но трасса не даёт разогнаться — круги короткие, прямые в лучшем случае метров двести, а большая часть мощности уходит в гравий, пыль и чёрные полосы на асфальте.
Поэтому максималка ограничена 140–150 км/ч. Зато разгон — огонь: около двух секунд до сотни. По динамике старта ралли-кроссовые болиды стоят вплотную к Формуле-1.
Ралли: 200 км/ч
Одно из самых быстрых гравийных соревнований — Ралли Финляндии. Его легендарный 33-километровый спецучасток «Оунинпохья» лидеры проходят где-то за 15 минут. Средняя скорость — 132 км/ч. И всё это — по узким лесным дорогам, трамплинам и слепым поворотам.
Современные WRC-автомобили имеют около 315 л. с. и 420 Н·м, но максимальная скорость держится в районе 200 км/ч. Производитель Polo R WRC прямо говорит: больше машине не нужно — в ралли важнее разгон и стабильность в поворотах. Разгон до сотни занимает около 3,9 секунды.
Регламент 2017 года поднял мощность до 380 л. с., но верхняя скорость не выросла: ради динамики настроили передачи так, чтобы быстрее выходить из виражей, а не лететь по прямой.
Формула-1: 350 км/ч
Наиболее высокая скорость сезона-2016 — 378 км/ч — принадлежит Валттери Боттасу, разогнавшемуся на длиннейшей прямой бакинского автодрома. В гонках скорости ниже: официальный рекорд — 372,6 км/ч в Монце (2005 год). Болиды Mercedes, например, ехали не быстрее 362 км/ч.
Но суть Формулы-1 не в максималке. Побеждают те, кто быстрее проходит повороты. Прижимная сила до 3000 кгс, экстремально мягкие шины и аэродинамика дают «космический» разгон: 1,9 секунды до сотни, около 4 секунд — до 200 км/ч, а 300 км/ч машина достигает примерно за 12 секунд. На некоторых трассах восьмая передача вообще не включается — разгон важнее «пика».
Да, по максимальной скорости F1 уступает дорожным гиперкарам — тому же Bugatti Chiron с заявленными 420 км/ч. Но в поворотах и ускорении у серийных машин нет шансов.
Примерно тем же принципам следуют прототипы LMP1 в WEC — мощнее, чуть быстрее, но по средним скоростям близки к F1.
Разогнать болид Формулы-1 до 500 км/ч? Можно. Достаточно изменить передаточные числа. Но в этом нет смысла.
Дрег-рейсинг: 530 км/ч
Теперь — дисциплина, где важна только прямая. Дрэгстеры созданы для дистанций 1/8 и 1/4 мили при старте с места. В топовом классе Top Fuel — настоящий «безумный космос».
Top Fuel проходит 300 метров за 3,7 секунды. Расход топлива — смесь нитрометана и метанола — около 50 литров в секунду! Двигатель V8 на базе легендарного Hemi выдаёт 8000–10 000 л. с. Нагнетатель — обязателен, коробки передач нет: мощность передаётся через многодисковое «тракторное» сцепление.
Классическая «сотня миль» достигается за одну секунду. Финишная скорость — около 530 км/ч. Дальше дрэгстер почти не изучен: топлива хватает только на 305 метров — ограничение ввели в 2008 году ради безопасности.
Рекордные заезды: 707 км/ч
Мировые рекорды скорости на суше курирует FIA, а не Книга Гиннесса. Для рекордов создана сложная система классов: по типу мотора, объёму, дистанции, способу старта.
В категории машин с двигателями по циклу Отто и турбонаддувом «абсолютный» результат принадлежит аппарату Poteet & Main Speed Demon. В 2012 году на соляном озере Бонневилль он развил 707,408 км/ч. Шестилитровый Chevy V8 выдавал свыше 2500 л. с. Это самый быстрый автомобиль с ДВС всех типов.
Speed Demon ежегодно модернизируют — его доработка длится годами.
Но рекорды — не зрелищная сторона автоспорта. Зачастую они проходят без публики: болид утром мчится в одну сторону, днём — в другую, и рекорд фиксируют по среднему значению. Невольно напрашивается вопрос: «Это самые бесполезные машины в мире?». И ответ снова двойственный — да и нет.
Неавтомобильные рекорды
Абсолютная скорость на суше — 1227,985 км/ч. Её поставил Thrust SSC в 1997 году: два реактивных двигателя и облик самолёта — называть его автомобилем сложно.
Среди мотоциклов рекорд — 634,217 км/ч у Top 1 Ack Attack Streamliner (2013). По факту это ракетоподобная капсула на двух колёсах с моторами от Suzuki Hayabusa.
На воде рекорд принадлежит катеру Spirit of Australia — 511,11 км/ч (1978 год, реактивный двигатель J34).
Самые высокие воздушные скорости установлены военными, официально часто не подтверждались. Считается, что максимум достиг SR-71A в 1976 году — 3529,56 км/ч.
А абсолютный инженерный экстремум — 10 430 км/ч, он принадлежит разогнанной по рельсам беспилотной четырёхступенчатой ракете в 1994 году.
Читайте ещё материалы по теме:
Сейчас на главной
Некоторые из них уверены, что езда с ближним светом повышает расход топлива
Обзор первой за несколько лет новинки АвтоВАЗа
Супер-кроссовер получил карбоновый обвес Largenda, два спойлера и массивный диффузор
Уровень защиты B2 и сохранённая функциональность стёкол при минимальном увеличении массы
Вместо юбилейного авто бренд представил серию хронографов Breil Abarth 1000
Марка рассчитывает на лояльную аудиторию
Руководителей отделов лишили права на повышение
Правильная обкатка — главное условие
Продажи в январе–октябре составили 1118 штук
Напряжение в бортовой сети машин слишком нестабильно
Новый полный привод с распределением момента, 329 сил и высокая повседневная практичность делают S3 одним из самых универсальных спортседанов
Лёгкие материалы, доработанное шасси и 523 силы превращают M2 CS в самый азартный BMW последних лет