Премиальные авто пополнят бюджет на рекордные 5 млрд рублей

Рынок люксовых машин в России вырос на треть, а налог на роскошь принёс рекордные сборы — кто платит больше и почему

Премиальный автосегмент в России переживает настоящий бум. По данным FinExpertiza, за 2024 год владельцы роскошных машин заплатят в бюджет более 5 млрд рублей налога на роскошь — это рекорд за всю историю наблюдений. Темпы роста сборов впервые с досанкционного периода ускорились на 27 %.

Речь идёт об автомобилях стоимостью от 10 млн рублей — это машины уровня Aston Martin, Ferrari, Bentley, Rolls-Royce и других элитных брендов. Несмотря на внешние ограничения, рынок люксовых авто за год прибавил целых 33 % и достиг 33 тысяч автомобилей. В числе причин — рост доходов обеспеченных россиян, активное расширение поставок китайских премиум-марок и всплеск спроса перед повышением утильсбора.

Как вырос парк люкс-каров

Согласно данным ФНС, за последние пять лет поступления по налогу на роскошь увеличились в четыре раза. В 2024 году начислены рекордные 5 млрд рублей, а динамика впервые за долгое время превысила уровень, зафиксированный до санкций.

Rolls-Royce Cullinan
Rolls-Royce Cullinan

Этот сбор начисляется на автомобили дороже 10 млн рублей и представляет собой повышающий коэффициент к транспортному налогу. Формула проста: мощность двигателя × ставка за 1 л. с. × коэффициент. При этом ставка варьируется по регионам — её устанавливают местные власти.

Минпромторг ежегодно обновляет перечень автомобилей, подпадающих под налог. В списке — сотни моделей, включая Lamborghini, Porsche, BMW, а также новые китайские бренды: Hongqi, HiPhi, Voyah, LiXiang, Zeekr.

Почему премиум-сегмент растёт

Рост поступлений напрямую связан с бурным увеличением продаж. Только за прошлый год количество люксовых машин в России выросло на треть и достигло 33 тысяч единиц, тогда как в 2019-м их было почти вчетверо меньше.

Bentley Continental GT
Bentley Continental GT

Основной прирост пришёлся на частных владельцев. Сейчас 70 % люкс-каров оформлены на физических лиц, тогда как ещё год назад их доля составляла 68 %. Остальные 30 % принадлежат компаниям.

В Минфине отмечают, что суммарные поступления по транспортному налогу достигли 137,8 млрд рублей, включая и обычные автомобили.

Что стоит за интересом к роскоши

Эксперты FinExpertiza объясняют рост премиум-сегмента несколькими факторами. Во-первых, повышением доходов обеспеченных граждан. Во-вторых, расширением ассортимента — на рынке появилось больше люксовых комплектаций и новых брендов из Китая.

Дополнительный толчок дал ажиотаж перед повышением утильсбора, а также развитие программ trade-in и оживление вторичного рынка.

На стоимость премиум-класса повлияли колебания валютных курсов, рост пошлин и удорожание логистики. Некоторые китайские модели теперь тоже перешагнули порог 10 млн рублей, что автоматически перевело их в категорию «роскошь».

Кроме того, Минпромторг в 2024 году расширил перечень облагаемых моделей с 449 до 517 позиций, что увеличило количество плательщиков. Теперь даже автомобили стоимостью от 10 до 15 млн рублей и не старше 10 лет, а также машины свыше 15 млн и возрастом до 20 лет облагаются повышающим тройным коэффициентом.

Роскошные авто становятся не только средством передвижения, но и инвестиционным активом. Как отмечает эксперт РЭУ им. Плеханова Мария Ермилова, состоятельные россияне всё чаще рассматривают элитные автомобили как надёжный способ сохранения капитала на фоне нестабильности финансовых рынков.

Где больше всего люксовых машин

Поскольку налог на роскошь поступает в региональные бюджеты, лидером по сборам предсказуемо остаётся Москва — здесь зарегистрировано около 13 тысяч премиальных автомобилей, что приносит бюджету более 2 млрд рублей, то есть свыше 40 % всех сборов по стране.

Aston Martin Valkyrie
Aston Martin Valkyrie

На втором месте — Санкт-Петербург с почти 3 тысячами люкс-каров и начислениями на 453 млн рублей. Далее идёт Московская область — около 387 млн рублей и 2,7 тыс. машин. Замыкают пятёрку Краснодарский край (237 млн ₽, 1,5 тыс. авто) и Татарстан (124 млн ₽, 785 машин).

На другом полюсе — отдалённые регионы. В Еврейской автономной области и на Чукотке зарегистрировано всего по четыре таких автомобиля, в Тыве — семь, в Республике Алтай — четырнадцать.

Что ждёт авторынок в 2026 году

Несмотря на всплеск интереса к люксовому сегменту, общий авторынок в 2025 году просел: за девять месяцев продано менее 900 тыс. автомобилей, что на 22 % меньше прошлогоднего уровня.

Основная причина — высокая ключевая ставка ЦБ. С октября 2024-го по июнь 2025-го она держалась на рекордных 21 %, из-за чего автокредиты стали недоступными. К концу года ставку снизили до 16,5 %, но последствия ещё ощущаются: на складах дилеров остаётся около 400 тыс. непроданных машин.

По прогнозам, уже к 2026 году рынок может восстановиться до отметки 1,5 млн проданных автомобилей, если ЦБ продолжит смягчать кредитную политику, а локализация производства в России будет расти.

Роскошные автомобили в России не просто демонстрируют статус владельцев — теперь они стали значимым источником поступлений в бюджет. При этом премиум-сегмент стабильно растёт, а интерес к китайским люкс-брендам показывает, что даже в условиях ограничений россияне не готовы отказываться от комфорта и престижных моделей.

Читайте ещё материалы по теме:

Источники
«Известия»

Сейчас на главной