На фоне автомобильных гигантов вроде Toyota, Nissan, Honda и Mitsubishi компания Mazda всегда шла своим путем. Она не боялась рисковать, отвергала шаблоны и не раз удивляла мир решениями, которые казались безумными, но становились гениальными. Родившись в руинах Хиросимы, Mazda прошла путь от производителя пробковых изделий до символа японской инженерной смелости — и во многом это случилось благодаря одной идее: роторному двигателю.
На пепелище: как Mazda возродилась из руин
До Второй мировой войны Хиросима была процветающим промышленным центром южного Хонсю. Компания Toyo Kogyo, основанная Дзудзиро Мацудой, тогда производила изделия из пробкового дерева и едва ли могла соперничать с крупными машиностроительными предприятиями. Но у Мацуды была мечта — создать собственный автомобиль.
Планы разрушила война. После атомной бомбардировки 6 августа 1945 года город превратился в пепелище. Погибли десятки тысяч жителей, экономика была уничтожена. Но Дзудзиро и его сын Тенудзи выжили — и вскоре начали восстанавливать дело. Уже к концу 1940-х Toyo Kogyo снова встала на ноги, выпуская трехколесные грузовички.

Когда в 1951 году руководство компании перешло к Тенудзи Мацуде, он продолжил дело отца, но смотрел гораздо дальше. Ему потребовалось целое десятилетие, чтобы собрать ресурсы и инженерный потенциал для собственной легковой модели. В 1961 году появился первый автомобиль Mazda — крошечный R360, представитель японского класса кей-каров: микролитражек с минимальными налогами и расходом топлива.
R360 была простой, легкой и доступной, но этого оказалось недостаточно. Mazda требовалось нечто, что выделит ее из ряда десятков подобных компаний. Что-то, что даст шанс выжить в мире, где правят конгломераты.
Чудо, рожденное риском
Тенудзи Мацуда верил: спасти бизнес может только техническое новаторство. Услышав о немецком инженере Феликсе Ванкеле, придумавшем революционный тип двигателя без поршней, он загорелся идеей. Роторный мотор обещал быть компактнее, легче и мощнее традиционного, а вибраций — минимум.
В 1960 году Мацуда лично поехал в Германию, посетил завод NSU, где работал Ванкель, и убедился — это именно то, что нужно Mazda. Несмотря на скепсис акционеров, он заплатил за лицензию баснословные 280 миллионов иен (около 3 миллионов долларов).
Теперь нужно было сделать главное — заставить этот мотор работать стабильно. Для этого Мацуда собрал 47 лучших инженеров компании. Коллеги окрестили их «47 ронинов», в честь легендарных самураев, принесших себя в жертву ради долга и чести.
Работа оказалась мучительной: роторные двигатели ломались один за другим, не выдерживая и 200 часов работы. Финансирование таяло, а результат был далек от серийного. Но ронины не сдавались — шаг за шагом устраняли детские болезни конструкции. И в итоге сделали невозможное: ротор Ванкеля ожил под капотом Mazda.
Космическая эра Mazda
1960-е годы — эпоха космической гонки. Мир смотрел в небо, и Mazda тоже решила прикоснуться к звездам. В 1967 году на свет появилось спортивное купе Mazda Cosmo Sport — первый серийный автомобиль с роторным двигателем. Даже имя намекало на эпоху: Cosmo.

Под капотом скрывался мотор объёмом всего 982 см³, но развивавший 110 л.с. — внушительная цифра для столь малого двигателя. Позже мощность подняли до 130 л.с., и легкое купе стало настоящим спорткаром. Cosmo Sport выглядела футуристично, ехала быстро, звучала необычно — и стала визитной карточкой компании.
Хотя выпустили всего 1200 экземпляров, именно Cosmo Sport доказала, что роторный двигатель — не просто инженерная диковинка, а реальная альтернатива поршневым моторам. Следом появились Mazda Familia Rotary Coupe и другие массовые модели — дороже обычных, но дешевле эксклюзивного купе. В начале 1970-х Mazda начала экспортировать роторные автомобили в США.
Взлёт и падение роторной мечты
Америка встретила японские роторы с интересом. В эпоху борьбы за чистый воздух они оказались в тренде: по уровню выбросов СО₂ такие двигатели выглядели куда экологичнее традиционных. Mazda устанавливала их на всё подряд — от седанов и купе до роторного пикапа REPU и даже автобуса Parkway Rotary. Казалось, за этой технологией будущее.

Но в 1973 году грянул нефтяной кризис. Цены на топливо взлетели, американцы стали считать каждый галлон, и аппетитные, но прожорливые роторы оказались не у дел. Второй кризис 1979 года окончательно похоронил идею массового роторного автопарка.
К началу 1980-х в линейке Mazda осталась лишь одна модель с роторным двигателем — зато легендарная.
RX-7: роторная королева
Появившаяся в 1978 году Mazda RX-7 стала символом эпохи. Компактное купе с идеальной развесовкой, задним приводом и неповторимым характером моментально завоевало сердца поклонников скорости.
Три поколения RX-7 — это более 800 тысяч проданных машин, десятки гоночных побед и культовый статус. RX-7 появилась в аниме Initial D, где на ней гоняют братья Такахаси, в первом «Форсаже» — за рулём Доминик Торетто, и в «Токийском дрифте» — у Хана.

На смену RX-7 пришла RX-8, более практичная и официально продававшаяся даже в России. Её звезда взошла в фильме «Ночной дозор» — сцена, где красная Mazda взмывает по фасаду гостиницы «Космос», до сих пор врезается в память.
Но у роторного чуда были и слабости: высокий расход топлива и масла, сложное обслуживание и невысокая надёжность. В 2012 году производство RX-8 завершилось. Казалось, роторная эпоха Mazda подошла к концу.
Наследие, ставшее легендой
Mazda могла бы стать ещё одной жертвой нефтяных кризисов, но ротор сделал её особенной. Эта технология подарила бренду не только харизму, но и славу победителя. В 1991 году Mazda 787B стала первой (и долгое время единственной) японской машиной, выигравшей легендарные «24 часа Ле-Мана».
Ярко-оранжевая 787B с визгом четырёхроторного двигателя опередила Mercedes, Jaguar и Toyota, вписав имя Mazda в историю мирового автоспорта. Один из пилотов, Джонни Херберт, после финиша был настолько измотан, что не смог подняться на подиум — но Mazda стояла на вершине.
С тех пор прошло много лет, но дух роторных Mazda жив. От Cosmo до RX-7, от Хиросимы до Ле-Мана — это история не просто автомобилей, а история дерзости, верности идее и веры в невозможное.
Читайте ещё материалы по теме:
Сейчас на главной
Как пережить морозы за рулём без «танцев с бубном»?
От разрушенной Хиросимы до победы в «24 часах Ле-Мана» — история компании, которая доказала, что дерзость и инженерия способны изменить мир
Никаких гибридных довесков в машине не было
Модель построят на платформе СМА
Машины предлагают от 1,7 млн рублей
Цены стартуют от 2,7 млн рублей
Цена стартует от 153 700 долларов
374 л.с. чистого драйва за 13,5 млн рублей
Цена стартует от 68 850 долларов в США
Рабочих заставили чистить подвалы и смывать масло с конвейеров — руководство объясняет это «сохранением рабочих мест»
Владельцам машин 2021–2025 годов предложат бесплатную установку системы экстренного вызова
За первые девять месяцев 2025 года в стране зарегистрировали 896 тысяч новых легковых машин